КОНСУЛЬТАЦИИ ПЕДАГОГАМ

 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
(консультация для воспитателей)  
   Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

   Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

   Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.


   Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-3х летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

   Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.
   Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

   Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. В нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенические безопасные красящие («Инвайт») и пенящиеся (детские шампуни) вещества. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т.д.

   Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2-х недель до 2-3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает его. Не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.


   В период адаптации надо одновременно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку ,посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

   Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласково обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
   Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.






Рекомендации по развитию познавательных процессов

Рекомендации педагогам и родителям по развитию ВНИМАНИЯ
Данные методы не требуют подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для игр с детьми.

- Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр;
- Часто менять формы деятельности;
- Использовать на занятиях элементы игры;
- Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз;
- Почаще наблюдать и обсуждать с детьми увиденное и услышанное;
- Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления;
- Учить управлять вниманием в соответствии с целью;
- Учить сосредотачивать внимание на известной деятельности, концентрировать на ней свое внимание, не отвлекаясь;
- Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка;
- Использовать игры с правилами.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

- «Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»;
- Игры-головоломки;
- Загадки;
- «Найди отличия»;
- Найди два одинаковых предмета;
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде;
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!»;
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы, а ребенок указывает что изменилось;
- «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.


Рекомендации педагогам и родителям по развитию ВООБРАЖЕНИЯ
- Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии;
- Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи;
- Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.;
- Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой...);
- Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже;
- Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки;
- Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения;
- Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин;
- Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни, разговаривайте о том, что вы видите.


Рекомендации педагогам и родителям по развитию ВОСПРИЯТИЯ
- Учить детей различать предметы на ощупь;
- Формировать умение выделять признаки в предмете;
- Учить соотносить предметы по величине;
- Учить способам распознающего наблюдения;
- Развивать наблюдательность: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление;
- Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом;
- Формировать умение составлять из частей целое;
- Различать основные признаки разных времен года;
- Учить ориентировать в пространстве с помощью плана-схемы;
- Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом;
- Формировать сенсорные эталоны формы;
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия


- «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок;
- «Как пройти к зайке». Ориентация в пространстве по плану-схеме;
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры;
- «Найди отличия». Учить находить отличия в похожих предметах;
- «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте;
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку;
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться;
- "Какое время года?". Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки;
 - «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.


Рекомендации педагогам и родителям по развитию МЫШЛЕНИЯ
- Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей. Карандаш как градусник, вилка, заколка и т.п.);
- Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности);
- Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам;
- Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению;
- Учить понимать смысл литературного произведения (воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов);
- Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша);
- Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления с помощью дидактических игр;
- Побуждать делать самостоятельные выводы;
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами;
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.);
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления


- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий;
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу;
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру»;
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет;
- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый);
- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы;
- Загадки.

Рекомендации педагогам и родителям по развитию ПАМЯТИ
- Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания;
- Учить вспоминать последовательность событий;
-
Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
- Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти;
- Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминании;
- Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.


Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

- «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил;
- «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.;
- «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях;
- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти;
- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром;
- «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед;
- Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет;
- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке;
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его;
- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать;
- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок), ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.











Комментариев нет:

Отправить комментарий